Физика объясняет, как работает мир

Факультет физики в Вышке — один из самых молодых. Это можно сказать и о преподавателях этого факультета, среди которых немало учащихся магистратуры и аспирантов. «Вышка для своих» выяснила, как и почему люди становятся физиками.

Михаил Банников, старший преподаватель факультета физики

— Я перешел в физмат-лицей после девятого класса и уже в лицее решил, что хочу получить образование физика. После окончания лицея я поступил в бакалавриат ФОПФ МФТИ. На втором курсе познакомился со своим научным руководителем, Александром Юрьевичем Кунцевичем, а на четвертом курсе начал работать в Физическом институте им. П.Н. Лебедева РАН и перебрался из Долгопрудного в Москву. Работа в лаборатории мне понравилась, и я решил попробовать себя в научной сфере.

К тому моменту в Вышке уже открылся факультет физики, и я поступил в магистратуру. Меня привлекла учебная программа, удобное расположение корпуса и преподавательский состав. Кроме того, на факультете уже преподавал мой научный руководитель, который понемногу агитировал меня поступать. Когда я учился на втором курсе магистратуры, мне предложили вести лабораторные практикумы по электричеству и магнетизму и по современной физике. Впоследствии к ним добавились практикум и семинары по курсу термодинамики (там лектором является мой научный руководитель).

Начав преподавать, я многому научился и систематизировал имевшиеся знания в разных областях физики. В физике существует довольно условное деление на экспериментаторов и теоретиков. Теоретики, грубо говоря, придумывают новые концепции, которые могут объяснить имеющиеся данные, либо занимаются расчетами в различных областях физики. Для работы им может быть достаточно доски, мела и компьютера. Экспериментаторы же проверяют теорию на практике: разрабатывают установки, планируют и проводят эксперименты, занимаются обработкой данных. Успешные теоретики обязательно должны взаимодействовать с экспериментаторами, и наоборот.

Лабораторные практикумы, конечно, в основном нравятся студентам, которые тяготеют к тому, чтобы стать экспериментаторами. На практикумах студенты учатся технике эксперимента, получают навыки работы с приборами и технической документацией и пробуют писать наукообразные тексты. Сам я скорее экспериментатор. Мне нравится разбираться в работе приборов, собирать разнообразные экспериментальные установки и изучать режимы их работы. В лабораторных практикумах я стараюсь модернизировать существующие лабораторные работы и создавать новые. Мне хочется, чтобы студенты работали с современным оборудованием и использовали актуальные методы, чтобы лабораторные работы были максимально автоматизированы. Факультет физики Вышки в этом плане выгодно отличается от физических факультетов многих других институтов и университетов. Когда я учился в бакалавриате, на лабораторных работах мы в основном пользовались стрелочными приборами, результаты измерений и отчеты по лабораторным работам записывали ручкой в тетрадку, а графики строили на миллиметровой бумаге. В Вышке у меня появилась возможность приблизить студентов к современной науке.

Сейчас я перехожу на последний, четвертый курс аспирантуры — самое время защитить кандидатскую диссертацию, а после этого было бы здорово попробовать себя в других дисциплинах в области физики. Например, я бы хотел заняться практикумом, а затем, возможно, и семинарами по оптике. Это расширит мои компетенции и пригодится в научной работе.

Полина Шилина, старший методист Лицея НИУ ВШЭ и старший преподаватель факультета физики

— В старших классах я училась в лицее №1501, и у меня был замечательный учитель физики, Михаил Николаевич Бондаров. Мы часто делали маленькие проекты, смысл которых — объяснить что-нибудь с точки зрения физики. Можно было брать любую тему. Вплоть до искусства. После десятого класса я ездила в лагерь, который проводился МИОО. Там все дети посещали различные занятия. Я решила проверить, портится ли слух от прослушивания громкой музыки. У одной из преподавательниц, биофизика, был прибор для аудиометрии. С его помощью я мучила ребят из своего отряда, проверяя их слух до посещения дискотеки и после нее, до прослушивания музыки в наушниках и после. Так я узнала, что слух портится, но потом быстро восстанавливается. Но это было школьное исследование. Как это происходит в долгосрочной перспективе, я, конечно, не могла определить.

После лицея я собиралась идти в Бауманку. Потом решила, что хочу в Физтех, но побоялась, хотя выиграла олимпиаду. В результате решила пойти на физфак МГУ. Уже учась, поняла, что выбрала не совсем ту кафедру. Мне бы подошло что-то более прикладное. Поэтому в магистратуру я решила идти в Вышку на экономический факультет. И вот в последний день подачи документов я случайно встретила в приемной комиссии знакомого, который спросил, не подаю ли я документы на физфак. Я очень удивилась, потому что не знала, что в Вышке он есть. Оказалось, что он только-только открывается, и я на него поступила.

Моим научным руководителем был (и до сих пор остается) профессор, доктор наук Анатолий Константинович Звездин из Института общей физики РАН. Также Анатолий Константинович работал в Российском квантовом центре в Сколково, и он предложил мне заниматься экспериментальными исследованиями именно там. Во время учебы в магистратуре вышла моя первая научная статья, и, кроме того, я начала преподавать в Лицее НИУ ВШЭ. Сначала вела физику у непрофильных девятых классов, потом подключились профильные группы, а после магистратуры начала преподавать во взрослой Вышке. Сначала на биологическом факультете вела семинары по физике, а затем перешла на физфак, где веду лабораторные работы и информатику для физиков.

А с лицеем интересно получилось. Там есть направление «Математика» и направление «Матинфо», которое объединяет математику, информатику и инженерию. И хотя профильная физика есть на обоих, на «Матинфо» ребята идут в основном за информатикой. Из 150 человек только человек пятнадцать выбирают профильную физику. Мы с деканом подумали и решили попробовать предложить директору лицея включить физику в название какого-нибудь направления. Так было решено преобразовать направление «Математика» в «Математика и физика». В этом году впервые открылись восьмые и девятые физмат-классы, а со следующего года будет еще и десятый. Ребята, у которых я веду физику, сильные, способные и очень заинтересованные в изучении предмета. Мне нравится с ними работать, тем более что с этого года я стала руководителем направления «Математика», которое плавно превращается в «Физмат».

Месяц назад моя аспирантура официально завершилась, и в моих ближайших планах — дописать и защитить диссертацию. А дальше хотелось бы продолжить работать в науке, преподавать в Вышке и обязательно — в лицее.

Я люблю физику за то, что она объясняет, как работает мир. Меня это всегда интересовало. Моя мама — медик, и я в детстве любила анатомические атласы. Особенно я была впечатлена, когда дошла до строения клетки. Позже оказалось, что физика это тоже классно описывает. И хотя я не стала биофизиком, как когда-то мечтала, мне все равно нравится все объяснять, видеть общие закономерности в природе и рассказывать об этом детям так, чтобы им было интересно. Мне кажется, у меня неплохо это получается.

Максим Парфенов, преподаватель и стажер-исследователь Международной лаборатории физики конденсированного состояния

— В школе у меня был очень хороший учитель физики — Жиганов Сергей Николаевич. На уроках он никогда не заставлял нас решать задачи, но всегда старался объяснить суть явления. Он научил меня проводить аналогии между простыми и сложными вещами. Потому что все сложное в физике всегда должно сводиться к чему-то простому. И если вы не сумели найти эту аналогию, значит, просто где-то немного недодумали. Понимание этого принципа сейчас мне очень помогает в преподавательской и научной деятельности.

Бакалавриат оканчивал в Вышке. Мой набор был вторым. Тогда это было как черный ящик: немного непонятно, куда мы поступаем. Но я понимал, что здесь будет сильный преподавательский состав. И не ошибся. Свою карьеру в Вышке я начал с ассистента на курсах. Здесь есть такая практика: начиная со второго курса бакалавриата сильных студентов берут ассистентами, задача которых — помогать преподавателю проверять домашние задания. Я старался пользоваться этой возможностью, чтобы держать в голове пройденные курсы и потренироваться перед будущим преподаванием.

Преподавать я начал на первом курсе магистратуры. Курс, который предложили вести мне и моему товарищу Артему Полькину, на моей памяти был самым сложным за все четыре года бакалавриата. И могу сказать теперь уже как преподаватель — не только для меня. Я читаю первокурсникам аналитическую механику. В советские годы эта дисциплина называлась «теормех» и вызывала у студентов не меньший страх, чем сопромат. Сопромат и теормех были двумя самыми сложными и нелюбимыми предметами. Легче они с тех пор не стали. Так что для меня это было серьезным вызовом. Особенно приятно, что по результатам СОПа моя работа была оценена студентами очень высоко.

В следующем году я, скорее всего, буду читать тот же курс новым первокурсникам. Но в будущем хотел бы попробовать преподавать курс квантовой механики. Квантовая механика — мой любимый раздел физики, с которым связана моя научная деятельность. Я стажер-исследователь в Международной лаборатории физики конденсированного состояния. Пришел туда на четвертом курсе бакалавриата по рекомендации моего научного руководителя Игоря Сергеевича Бурмистрова. В рамках моей научной деятельности я занимаюсь исследованием квантовых фазовых переходов, аналогичных локализационному переходу Андерсона.

Мне нравится заниматься наукой и преподавать. Других планов пока нет.

Материал подготовлен под руководством директора по персоналу НИУ ВШЭ Елены Молодых.

https://www.hse.ru/our/news/880727417.html