Погрузись в «Квантовую реальность» с Ильей Семериковым

Новый проект поможет понять природу цифровых и биомеханических вещей, которые окружают нас в повседневной жизни

Научно-технический прогресс, который совершило общество за последние 150-200 лет, просто поражает: мы прошли путь от пера и бумаги до электронных сообщений. Мой дедушка в юности даже мечтать не мог, что он когда-то сможет говорить с кем-то без помощи проводов, телефонной кабины и собственного Телеграфа. А бабушка скрупулёзно записывала всю жизнь рецепты, не подозревая, что состав всех блюд мира может быть доступен по одному щелчку. И нашу жизнь так сильно изменили все эти умные устройства, механизмы и изобретения. Но главное – весь мир меняет не техника, а вдохновленные ученые инженеры. Именно такой, вдохновленный наукой человек, стал автором проекта «Квантовая реальность», который стартовал в социальной сети «ВКонтакте», а также на платформе «Яндекс.Музыка» и в Телеграм-канале.

Справка «КП»: Илья Семериков – кандидат физико-математических наук, руководитель научной группы «Российского квантового центра». Окончил кафедру проблем физики и астрофизики Московского физико-технического института в 2015 году. Далее поступил в аспирантуру института им. Лебедева Российской академии наук (ФИАН). Там попал в команду ученого Николая Колачевского, под руководством которого начал заниматься экспериментами с ультрахолодными ионами. Во время учебы в аспирантуре Илья Семериков был ведущим разработчиком транспортируемых оптических часов на одиночном ионе иттербия, также стал ведущим разработчиком универсального ионного квантового компьютера.

О ЧЕМ ПРОЕКТ

Главная цель проекта – популяризация науки, квантовых механизмов и российских разработок. Этот проект - узкоспециализированный, он для понимания аудитории, которая уже вовлечена в тему науки и технологий. Задача автора - вдохновить людей ей заниматься, пробовать себя в новых научных сферах. Основная часть проекта касается технологий, связанных с квантовыми механизмами. Илья говорит о достижениях ученых, а также о людях, которые к нему приходят. Это проект о науке и о том, как ее интересно преподнести молодому поколению.

Квантовая реальность – это прошлое, настоящее и будущее. Это один из самых загадочных и удивительных феноменов в современной физике. Это мир, где привычные законы физики перестают действовать, и на первый план выходят законы микромира, управляемые квантовыми законами. Этот мир полон чудес: от суперпозиции частиц до квантовой запутанности. Об этом мире мы и поговорили с автором проекта «Квантовая реальность» Ильей Семериковым.

- Илья, о чем этот проект? Что и кому вы хотите сказать?

- Мне кажется, что на сегодня технологии развиваются с такой скоростью, с какой они никогда раньше не развивались и часто мы, обычные люди, не до конца понимаем, что эти технологии могут нам принести, как нам их встроить в свою жизнь. А когда мы чего-то не понимаем, мы начинаем этого бояться, избегать. Современные технологии могут принести человеку очень много пользы, быть для него надежным помощником, но для этого нужно понимать, что это такое. Вот, может быть, в первую очередь для этого я и решил участвовать в этом проекте. Чтобы познакомить людей с теми технологиями, которые сегодня входят в нашу жизнь. И я надеюсь, что этот проект вдохновит заняться наукой молодежь, подростков – всех, кто сейчас выбирает свой жизненный путь. Я хотел показать, как из фундаментальной науки спустя почти 100 лет после открытия квантовой механики, стали выкристаллизовываться технологии второго поколения. Треть своей жизни я занимаюсь технологиями второй квантовой революции. Я говорю о научных открытиях, про то, как появилась квантовая механика. Далее речь идет уже про какие-то реальные квантовые устройства, например, про лазеры, где их сегодня используют, про связь медицины и технологий, про сенсорику и квантовые энцефалографы.

- Какие технологии есть в повседневной жизни, о природе которых мы не задумываемся?

- Возьмем, например, контактные линзы. Ими пользуются миллионы, они значительно упростили жизнь огромному количеству человек. Линзы в отличие от очков не ограничивают поле зрения, движения, в них гораздо удобнее заниматься спортом, в том числе плаванием или боксом. Они значительно улучшают жизнь человека с не 100-процентным зрением. Это я еще не говорю про передовые технологии в области лазерной коррекции зрения, где человеку его возвращают на 100%. Вот почему важно в обычной жизни понимать хотя бы наличие какой-либо технологии.

- Почему вы решили связать свою жизнь с наукой?

- Почему я стал учёным? Ну, а кем я еще мог стать (смеется). Эта история идет из детства, в котором я много чего ломал, потому что мне было жутко интересно, как все это устроено. Я много фантазировал про всякие штуки. Рассказывал, например, своим друзьям, что у меня есть велосипед электрический и на нём установлен компьютер, который показывает скорость. Оговорюсь, это было в 90-е, когда самое продвинутое, что я видел – это были пейджеры. Но я как-то достаточно ярко себе представлял, как это всё будет устроено. Потом рассказывал, как у меня будет квадрокоптер, как он будет летать с балкона на радиоуправлении. Во многом меня это и определило – наука, инженерия, квантовые технологии. Одно цеплялось за другое. И сегодня я скорее не совсем ученый в привычном понимании этого слова, я квантовый инженер. Я использую науку, чтобы делать какие-то новые вещи – например, суперточные часы или квантовый компьютер на ионах. Мне с детства было понятно, что я стану научным инженером-изобретателем.

- Что даст этот проект аудитории?

- Он расширит представление о том, что же такое современная наука. Потому что сегодня многие воспринимают ее как мертвую вещь, что-то из славного прошлого, как определение из учебников. Многие дети ученого представляют как чудака из средневековья, который наблюдает за звёздами. А я познакомлю аудиторию с людьми, которые реально занимаются наукой, что-то изучают, что-то изобретают и открывают. Я покажу красоту познания мироустройства. Наука и инженерия глубоко вплетены в жизнь каждого человека. Мы работаем с компьютерами, внутри которых стоят чипы, произведенные метаграфическими методами при помощи лазеров с длиной волны 14 нанометров в глубоком рентгене. Как красиво звучит! И это очень интересно.

Отметим, что на платформах уже вышли выпуски «Квантовой реальности», прослушав которые вы повысите свой уровень эрудированности и научной грамотности, сможете блеснуть новыми знаниями в обществе друзей и знакомых. Новые знания повышают уровень критического мышления и улучшают работу мозга в целом. Они также помогут многим обрести новых друзей и единомышленников, которые разделят страсть к науке. А значит, Россию ждет еще много удивительных открытий, которые изменят нашу жизнь.