Эпоха просвещения: перезагрузка? Научное кафе фонда Андрея Мельниченко продолжает работу

В Москве после 10-летнего перерыва возобновило свою работу научное кафе благотворительного фонда Андрея Мельниченко. Вторая встреча ученых, журналистов и популяризаторов науки прошла 13 июня. На повестке дня ― актуальные вопросы образования.

Отличается ли мозг физиков от мозга лириков и в каком возрасте наиболее ярко проявляются таланты у детей? Какова главная цель образования и как перестать бояться ЕГЭ? В чем заключаются главные проблемы российского образования? Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали в выступлениях ученых: специалиста по физиологии развития детей академика РАО Марьяны Михайловны Безруких, заведующего отделом математического моделирования нелинейных процессов ИПМ им. М.В. Келдыша РАН профессора Георгия Геннадьевича Малинецкого, руководителя Троицкого технопарка ФИАН члена-корреспондента РАН Андрея Витальевича Наумова, директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН члена-корреспондента РАН Александра Александровича Широва и исполнительного директора фонда Андрея Мельниченко Александра Михайловича Чередника. Ведущие встречи ― главный редактор журнала «Химия и жизнь», соорганизатор научного кафе Любовь Николаевна Стрельникова и глава пресс-службы химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Валерьевич Ивашко.

Доктор биологических наук Марьяна Михайловна Безруких в режиме онлайн рассказала о популярном нейромифе: о правополушарных (творческих) и левополушарных (рациональных) людях.

«Именно на этом мифе основано разделение на так называемых физиков и лириков. На самом деле любая сложная деятельность, будь то деятельность музыканта, художника,  поэта или физика, реализуется целостным мозгом. Никогда ни один вид сложной деятельности не реализуется одним полушарием, и поэтому мы можем сказать, что генетически запрограммированы только определенные кондиции общей активации мозга, а то, как будет разворачиваться эта генетическая программа, зависит от того опыта, который человек получит в течение жизни. Если мы посмотрим на мозг активно функционирующего физика и такого же активного лирика, то действительно увидим некоторые различия, но они не были генетически запрограммированы, а стали результатом формирования мозга под влиянием всего опыта жизни, обучения, деятельности».

Специалист по физиологии развития детей академик РАО Марьяна Михайловна Безруких.
Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Средний возраст, когда у ребенка начинают проявляться яркие склонности к какому-либо виду деятельности, ― 12 лет. Для всех детей, и особенно для будущих ученых, творческая деятельность в раннем возрасте несет огромную пользу. Марьяна Михайловна напомнила об академике А.Н. Колмогорове, взрастившем не одну плеяду ученых: будущим математикам он советовал до 12 лет больше заниматься творчеством, нежели самой математикой.

По словам М.М. Безруких, сегодня перезагрузка необходима во всех областях жизни ― и прежде всего в образовании:

«Мы должны перестроить систему нашего репродуктивного образования. Мы все еще работаем методом механического копирования и повторения. У нас очень мало возможностей для развития когнитивной гибкости, для того, чтобы человек вырос креативным».

Цели образования, говорит М.М. Безруких, меняются и определяются в каждый конкретный момент, за исключением глобальных целей: вырастить настоящего человека, свободного, разумного и функционально грамотного.

Интерактивный макет геотермальной электростанции. Автор проекта ― воспитанник благотворительного фонда Андрея Мельниченко Григорий Плаксин (на фото). Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

«Главный вопрос, который мы должны себе задать: а чего, собственно, мы хотим от школьного образования? Получения навыков? На мой взгляд, нет. Прививать в средней школе людям навыки мы не можем, мы можем привить им общий кругозор. <…> Но проблема в том, что наше среднее, а зачастую и высшее образование не дают никакого общего кругозора, сосредотачиваясь вместо этого  на одном-двух предметах», ― присоединился к дискуссии член-корреспондент РАН А.А. Широв.

Также одной из главных проблем вузовского образования ученый считает отсутствие системы профессиональной ориентации.

Так, например, большинство студентов третьего курса  МФТИ, по словам ученого, вообще не имеют представления о рынке труда и не знают, где они смогут применить свои навыки после окончания института.

Член-корреспондент РАН Андрей Витальевич Наумов, присоединившись к дискуссии о школьном образовании, подчеркнул, что ЕГЭ не должно становиться целью такого образования.

«Сдача ЕГЭ не должна быть целевой функцией образования. Этот экзамен должен быть простым и эффективным инструментом для поступления в вуз», ― говорит ученый.

Соорганизатор научного кафе Любовь Николаевна Стрельникова и исполнительный директор фонда Андрея Мельниченко Александр Михайлович Чередник.
Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Дополнительный стресс, по словам ученого, создают сроки пересдачи ЕГЭ: чтобы пересдать экзамен, детям приходится ждать целый год, в течение которого они находятся в состоянии постоянной тревоги и страха.  Если бы срок пересдачи удалось сократить, например, до нескольких месяцев, это помогло бы снизить градус напряжения, считает ученый.

После выступлений эксперты ответили на вопросы журналистов, а воспитанники фонда Андрея Мельниченко из Кузбасса продемонстрировали свои уникальные проекты: интерактивный макет геотермальной электростанции, решение задач с помощью нейронной сети и технологию переработки шин для горной техники.