Новости

К 80-й годовщине Победы: ФИАН и фиановцы в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война стремительно ворвалась в жизни всех людей, от мала до велика. Не обошла она стороной и ФИАН, сотрудники которого воевали на фронте и трудились в тылу на заводах, стройках и полях страны в 1941–1945 гг. В тяжелейших условиях военного времени в ФИАН не прекращались научные исследования, которые внесли огромный вклад в победу.

После начала войны в июле 1941 г. Физический институт переехал из Москвы в Казань, где разместился в помещении Физического практикума Казанского университета.

Великая Отечественная война стала войной народной. Это была война не только против порабощения нашей страны, но и за само её существование. На фронте и в тылу наши люди показали несгибаемое мужество, проявили единство и массовый героизм. Среди участников тех событий, пришедших в разные годы в ФИАН, были мужчины и женщины, фронтовики и труженики тыла, партизаны, блокадники, узники концлагерей. Их подвиги, их судьбы отражают жизнь и свершения всего нашего народа.

Героические подвиги на фронте никогда не будут забыты. Фиановцы, среди которых были командиры взводов и батарей, офицеры разведки, командующие минометными и танковыми отделениями, внесли свой вклад в освобождении Австрии, Болгарии, Венгрии, Молдавии, Польши, Прибалтики, Румынии, Чехословакии и Югославии. Сотрудники Физического института воевали под Сталинградом и на Курской дуге, форсировали Днепр и Вислу, обороняли Москву и участвовали в прорыве блокады Ленинграда. Мы искренне благодарны тем, кто штурмовал Кенигсберг и Берлин, воевал с японцами и позднее принимал участие в параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

В тылу же сотрудники Физического института Академии наук продолжали вести научные исследования даже в самые трудные годы войны. Эти исследования помогли внести огромный вклад в победу над фашистской Германией. Так, Лаборатория люминесценции разработала и внедрила в производство светящиеся составы для авиационных приборов и инфракрасные бинокли, используемые в темное время суток (в 1943 г. они были приняты Военно-морским флотом на вооружение). Лаборатория атомного ядра предложила военной промышленности рентгеноскопические приборы для контроля клапанов авиационных двигателей и гамма-толщиномеры для проверки качества орудийных стволов с толщиной стенок до 10 см. В Лаборатории диэлектриков научились готовить высокопрочную температурно-стабильную керамику для радиоконденсаторов и передали ее технологию промышленности. Фактически эти работы заложили основы отечественного производства керамических конденсаторов. Найденные методы металлизации бумаги также были использованы промышленностью для изготовления бумажных конденсаторов.

Акустики ФИАН работали по заданию Военно-морского флота на Черном и Балтийском морях, обезвреживая (методом акустического траления и дистанционного подрыва) вражеские бесконтактные акустические мины. Теоретики ФИАН разработали электродинамическую теорию слоистых магнитных антенных сердечников и теорию распространения радиоволн вдоль реальной земной поверхности, которая позволила с высокой точностью определять положение наземных и надводных объектов. Была создана корреляционная теория распознавания акустического сигнала в присутствии сильных помех и радикально усовершенствован метод пеленгации подводных лодок. Специалисты по колебаниям создали новые типы чувствительных самолетных антенн. Оптическая лаборатория передала металлургическим, авиационным и танковым заводам экспресс-методы и переносные приборы (стилоскопы) для спектрального анализа состава сталей и сплавов. Были также разработаны и переданы промышленности методы контроля качества бензинов, основанные на комбинационном рассеянии света. Госпитали получили новый стереоскопический прибор для анализа рентгеновских снимков.

Были также продолжены эксперименты с космическими лучами – тогда единственным источником частиц очень высокой энергии. Интерес к подобным исследованиям усилился в связи с Советским атомным проектом. Еще во время войны в 1944 г. состоялась первая Памирская экспедиция, возглавленная В.И. Векслером. В 1946–1947 гг. на Памире была сооружена высокогорная научная станция ФИАН по изучению космических лучей. Эти исследования ознаменовались выдающимися результатами – открытием ядерно-каскадного процесса, вызываемого первичными космическими частицами в атмосфере Земли.

По инициативе С.И. Вавилова, стремившегося сосредоточить исследования космических лучей в рамках единого института, в 1951 г. в ФИАН из Института физических проблем была переведена лаборатория, руководимая А.И. Алиханяном, которая занималась изучением состава и спектров космического излучения на высокогорной станции «Арагац» в Армении.

В 1946 г. теоретики ФИАН В.Л. Гинзбург и И.М. Франк «на кончике пера» открыли переходное излучение заряженных частиц, пересекающих границу двух разнородных сред. Предсказанное переходное излучение было экспериментально обнаружено А.Е. Чудаковым в 1955 г. В дальнейшем это явление активно изучалось в Лаборатории элементарных частиц в ФИАН с целью создания на его базе детектора для физики высоких энергий.

В начале 1950-х годов теоретики И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров, В.Л. Гинзбург, В.И. Ритус, Ю.А. Романов сыграли важнейшую роль в разработке ядерного щита страны – термоядерного оружия.

В заключении хочется привести слова президента Академии наук СССР, директора ФИАН Сергея Ивановича Вавилова, который в 1946 году сказал: «Немало молодых ученых сменили микроскопы, телескопы, колбы и книги на винтовку и серую шинель и пошли на фронт. Многие из них отдали жизнь, защищая свой народ и свою культуру. Другие оставались в своих лабораториях и институтах, почти на виду у врага продолжая научную работу… Но теперь, когда война кончилась, можно с удовлетворением сказать, что советские ученые выдержали это суровое испытание, – они во многом помогли фронту и облегчили его задачу».