Астрономы открыли семь новых пульсаров в Млечном пути

Фото: © Staff Sgt. Dylan Murakami / Keystone Press Agency / Global Look Press

С помощью радиотелескопа с большой фазированной решеткой (БФА) Пущинской радиоастрономической обсерватории (ПРАО) в России астрономы обнаружили семь новых пульсаров и определили их основные параметры.

Пульсары — это сильно намагниченные вращающиеся нейтронные звезды, испускающие пучок электромагнитного излучения. Обычно они обнаруживаются в виде коротких вспышек радиоизлучения, однако некоторые из них также наблюдаются с помощью оптических, рентгеновских и гамма-телескопов.

Теперь группа российских астрономов во главе с Сергеем Тюльбашевым из ПРАО сообщает об обнаружении семи новых пульсаров. Открытие было сделано с помощью LPA в рамках ежедневного обзора неба, проводимого в тестовом режиме, охватывающего полный день по прямому восхождению и 50 градусов по склонению. Новые пульсары были обнаружены на частоте 111 МГц. Поиск пульсара начат на радиотелескопе ЛПА ФИАН на частоте 111 МГц.

Всего астрономы наблюдали 34 пульсара, и оказалось, что семь из них идентифицированы впервые. Новооткрытые источники имеют периоды вращения от 0,82 до 2,09 с, а их меры дисперсии находятся в диапазоне 15–90 пк/см3. Пульсары имеют полуширину среднего профиля в пределах от 20 до 400 миллисекунд.

Было отмечено, что до сих пор параметры только пяти новых пульсаров (а именно J0146+3104, J0220+3622, J0421+3240, J1242+3938 и J1721+3524) были подтверждены последующими наблюдениями с LPA. Два пульсара, обозначенные как J0220+3622 и J0421+3240, имеют широкие средние профили и поэтому требуют дальнейшего наблюдения.

Исследователи отметили, что их открытие демонстрирует, насколько полезен LPA в поиске новых пульсаров. Они подчеркивают его большую эффективную площадь, а значит, и высокую чувствительность, возможность одновременного наблюдения во многих лучах, а также возможность ежедневного мониторинга.

«Поиск пульсаров в данных суточного мониторинга на LPA LPI особенно выгоден для обнаружения редких объектов: вспыхивающих пульсаров, у которых длительные периоды относительного покоя сменяются значительным увеличением наблюдаемой плотности потока, пульсаров RRAT [вращающегося радио переходный] тип, пульсары типа Геминга, пульсары с обнулением, пульсары с гигантскими импульсами», — пояснили авторы исследования.

Астрономы ожидают, что дальнейшие наблюдения LPA и обработка недавно собранных данных приведут к обнаружению как минимум нескольких десятков новых пульсаров. В частности, они надеются найти больше новых близких пульсаров, которые за счет межзвездных мерцаний могут существенно менять наблюдаемую плотность потока изо дня в день, а также пульсары с очень крутыми спектрами.

Загудалина Диана