В Млечном Пути обнаружили пять ранее неизвестных нейтронных звезд-пульсаров

Российские астрономы открыли в Млечном Пути пять ранее неизвестных нейтронных звезд-пульсаров, чьи радиовспышки носят хаотический, а не периодический характер. Об этом в среду сообщила пресс-служба Физического института РАН (ФИАН).

"На данный момент было обнаружено около ста подобных объектов. Всего телескоп БСА в Пущинской радиоастрономической обсерватории обнаружил 45 подобных источников радиоволн. Иными словами, минимум треть всех радиотранзиентов в мире была обнаружена в Пущино", - заявил директор Пущинской радиоастрономической обсерватории ФИАН Сергей Тюльбашев, чьи слова приводит пресс-служба института.

Пульсары - вид нейтронных звезд, остатков взорвавшихся сверхновых, от полюсов которых исходят узкие пучки радиоволн и других форм электромагнитного излучения. Обычно "новорожденные" пульсары вращаются очень быстро, однако постепенно они замедляются, расходуя на излучение энергию вращения.

Несмотря на то, что ученые сегодня знают о существовании многих тысяч пульсаров как в пределах Млечного Пути, так и в соседних галактиках, многие их свойства, в том числе структура и свойства их материи, а также механизм рождения радиовспышек у их полюсов остаются загадкой для астрофизиков.

Поиски редких пульсаров

Тюльбашев и его коллеги уже длительное время изучают очень редкую и слабо изученную разновидность пульсаров, периодичность вспышек которых сильно нарушена или в принципе отсутствует. За последние 15 лет астрономы открыли несколько десятков подобных объектов в разных регионах Галактики, что породило большой интерес к природе этих пульсаров.

"Мы проводили наблюдения на телескопе БСА, Большая Сканирующая Антенна, расположенном в Пущинской радиоастрономической обсерватории. Этот телескоп был сконструирован в начале 1970-х годов, и у него есть одно гигантское достоинство - у него очень большая площадь, больше семи гектаров. Это гигантское поле обеспечивает гигантскую чувствительность", - пояснил Тюльбашев.

Эти наблюдения, как отмечает ученый, были начаты в 2014 году, и они непрерывно велись на протяжении четырех лет. В ходе этих замеров астрономы обнаружили свидетельства существования сразу пяти ранее неизвестных "хаотических" пульсаров, что расширило общее число подобных объектов, открытых на БСА, до 45 нейтронных звезд с нарушенной периодичностью вспышек.

Новые пульсары обнаружили внутри диска Галактики в созвездиях Единорога, Девы, Овна, Волос Вероники и Змеи. Последующие наблюдения за этими объектами помогут астрономам понять, что именно порождает хаотическую природу радиосигналов этих нейтронных звезд - высокий уровень фонового шума, заглушающий большинство порождаемых ими импульсов, или же реальное отсутствие большей части вспышек.