Новые академики

С 1 по 3 июня в Москве прошло общее собрание Российской академии наук, первое за два года в полностью «живом» формате. На нём состоялись выборы новых членов-корреспондентов и академиков, голосование не проводилось с 2019 года. Ряды РАН пополнил 91 академик, в том числе г.н.с. лаборатории радиохимических методов детектирования нейтрино Института ядерных исследований Владимир Гаврин, и 211 членкоров, среди них директор ИЯИ Максим Либанов и руководитель ТОП ФИАН, завотделом ИСАН и завкафедрой МПГУ Андрей Наумов.

Сказать, что отбор был строгим, значит ничего не сказать. Первый фильтр – на уровне выдвижения от институтов. Затем идёт тайное голосование на отделениях РАН – в данном случае физических наук, конкурс составлял около четырёх человек на место. Баллотировались в двух группах –
ядерной физики (как Либанов и Гаврин) и физики и астрономии (как Наумов). Во второй также была молодёжная квота (до 51 года, семь кандидатур на две позиции). Те, за кого отдали две трети голосов, проходят сразу, если остаются места, проводится второй тур, именно так был избран Наумов. По традициям ОФН, присутствовать при голосовании нельзя, об успехе сообщают коллеги, выходя из зала. На следующий день результат утверждают на общем заседании отделения и общем собрании РАН, и случается, что без пяти минут академиков не одобряют…

В Троицке по количеству академиков и членкоров лидирует Институт ядерных исследований. Теперь среди них и новый директор ИЯИ Максим Либанов. Физик-теоретик, ученик академика Рубакова, специалист по физике частиц, квантовой теории поля и космологии, он взял на себя и большую организационную работу, с 2014 года как заместитель директора по науке, а с 2020-го – директор института, который является одним из мировых лидеров, участником международных коллабораций (ЦЕРН, Япония, Италия, Китай и др.). «Такая великая держава, как Россия, не может обойтись без фундаментальной науки», – писал Либанов в своей программе, когда баллотировался на пост директора ИЯИ. Выполняются в институте и прикладные задачи – в области протонной терапии опухолей, наработки изотопов для медицинских целей и другие.

«Воспринимаю звание члена-корреспондента РАН как возложение ответственности, – говорит Максим Либанов. – У нас большой институт, тысяча сотрудников, и оно, безусловно, поможет в работе, в общении с министерством, будет легче в продвижении новых и поддержке текущих проектов». Добавится и дел в самой академии. Впрочем, и Максим Либанов, и Андрей Наумов уже активно занимались её проектами в качестве профессоров РАН.

Большая радость для коллег – избрание в академики Владимира Гаврина. За его плечами – успешный международный галлий-германиевый эксперимент SAGE на Баксане, данные которого легли в основу нобелевских результатов по осцилляциям (переходам из одного типа в другой) нейтрино, и недавний цикл исследований BEST, посвящённый поиску стерильного нейтрино. В конце прошлого года были опубликованы результаты, они впервые достоверно подтвердили существование так называемой галлиевой аномалии: дефиците количества детектируемых нейтрино, которое можно трактовать как свидетельство осцилляций между электронными и стерильными состояниями нейтрино. За организацию эксперимента Гаврин был признан троицким «Человеком года–2019».

Места в РАН появляются, увы, когда кто-то уходит в мир иной. Потери были и в Троицке: так, в прошлом году не стало видного специалиста по нейтринной астрофизике Ольги Ряжской (ИЯИ), в этом – экс-директора ИСАН Евгения Виноградова. «Как раз в день выборов было 40 дней, как он ушёл…» – вспоминает старшего коллегу Андрей Наумов. Он благодарит и своего наставника в ИСАНе Романа Персонова, и сотрудников межинститутской научной группы по спектроскопии одиночных молекул: её достижения вошли в копилку результатов последних лет, благодаря чему её руководителя избрали в членкоры. Среди них блестящий экспериментатор Иван Ерёмчев (ИСАН), специалист в области синтеза новых материалов Сергей Бедин (МПГУ), физик-теоретик Максим Гладуш (ИСАН)… Внесло свою лепту и проведение троицкой Школы учителей физики, поддержку которой уже три года оказывает корпус профессоров РАН, и организация викторины для школьников, вопросы к которой придумывают академики. Кстати, есть шанс, что в следующем году её включат в систему олимпиад и победители будут получать свои заслуженные 100 баллов.

Связь науки и образования – одна из основных задач для Андрея Наумова. «Подготовка научных кадров должна вестись со школьной скамьи, будущего учёного надо брать и вести за руку, и академия старается это делать», – говорит он. Ещё одна важная задача – развитие троицкой территории ФИАНа в нашем городе, которая должна стать той высокотехнологической научно-производственной площадкой, которая нужна сейчас и нашему городу, и всей стране. Как в этом поможет избрание в членкоры? «Фактор скорее социально-психологический. Это входной билет, позволяющий проще общаться с неакадемическими структурами и добиваться понимания со стороны, – отвечает Наумов. – Статус способен помочь в запуске крупных интересных проектов, в частности по созданию «гестхаусов», необходимых для привлечения молодёжи в науку. Надеюсь, вместе мы, академическое сообщество, сможем этого добиться. В единстве наша сила».

Владимир МИЛОВИДОВ,
фото из архива