В ВЦ ФИАН в свете борьбы со СПАМом поступают противоречащие друг другу запросы, удовлетворить которые одновременно на едином почтовом сервере мы не можем.
Нас, например, спрашивают: "Ко мне приходит слишком много писем с рекламой. Я хотел (хотела) бы, вообще не получать всю эту рекламу. Как с этим бороться? "
Или, наоборот: "Наш почтовый сервер не принимает почту от моего коллеги и сообщает ему (ей), что с его адреса приходит СПАМ. Сделайте, чтобы эта почта все-таки приходила"

На почтовых серверах института установлены фильтры для борьбы со СПАМом. Конечно, не весь СПАМ мы отрезаем, но к вам доходит меньшая часть. Неизбежно теряется и полезная почта, приходящая с адресов, попавших в СПАМ-листы.

Для желающих получать ВСЮ ПРИХОДЯЩУЮ ПОЧТУ, в том числе и СПАМ, мы можем установить дополнительный mail-сервер. Есть только два условия - таких пользователей должно быть много, и они должны согласиться со сменой почтового адреса. Сообщите нам о таком вашем желании - обсудим. Адрес для связи: adm-group@sci.lebedev.ru

Немного о терминологии

Не будем касаться происхождения слова СПАМ (SPAM в английском прототипе), это отдельная история. Для определенности мы будем говорить о СПАМе в электронной почте. Одним из синонимов слова SPAM в электронной почте является UCE - Unsolicited Commercial Email), незапрошенная коммерческая почта. Получается, что это электронный аналог той кучи рекламного мусора, который ежедневно рассовывают по вашим домашним почтовым ящикам.

В отличие от рекламы в ваших обычных почтовых ящиках, за электронную почтовую рекламу приходится платить не тому, кто эту рекламу рассылает, а потребителю, т.к. потребитель платит провайдеру за весь интернет-трафик, вне зависимости, заказывали вы эту рекламу или не заказывали.

Спамер (извините за жаргон, мне не известно более емкого слова) - это тот, кто рассылает вам СПАМ.

Со СПАМом приходится бороться, т.к. сегодня эта СПАМ-реклама настолько развилась, что способна попросту похоронить под своим количеством те нужные вам письма, которых вы ждете. Вы их можете попросту не увидеть среди всего этого огромного количества ежедневного почтового мусора, не говоря уж о том, что приходится тратить свое время на просмотр всех этих рекламных писем, в надежде не пропустить нужное вам письмо.
   В настоящее время сложилась целая отрасль бизнеса, в которой продаются и перепродаются огромные базы адресов e-mail, а также программы, рассылающие рекламу по электронной почте.

Как мы боремся со СПАМом


В интернет-сообществе существуют организации, поставившие себе цель помочь нам в борьбе с этим злом. Например, они публикуют списки IP-адресов, с которых рассылается СПАМ. Соответствующие программные средства почтового сервера позволяют проверить, с какого IP-адреса устанавливается каждое новое соединение для пересылки на наш сервер электронной почты. А установленные на сервере фильтры разрывают соединение, если mail-сервер с той стороны опубликован в таком СПАМ-листе.
Большинство интернет-провайдеров очень чутко реагируют на попадание IP-адресов своих mail-серверов в эти СПАМ-листы и проводят активную политику против спамеров среди своих клиентов, вплоть до расторжения с ними контракта на обслуживание. К сожалению, не все интернет-провайдеры так поступают, а страдают, как всегда ни в чем не повинные люди.
Программные средства mail-серверов ФИАН используют фильтры на основе СПАМ-листов нескольких организаций:
CBL - Composite Blocking List - http://cbl.abuseat.org/
SORBS -http://www.dnsbl.sorbs.net/

IP-адреса спамеров для удобства использования разбиты на несколько типов адресов. На почтовых у нас отфильтровываются адреса из СПАМ-листов следующих типов:

  • Open HTTP Proxy Servers
  • Open SOCKS Proxy servers
  • Open SMTP Relay servers
  • Servers which have spammer abusable vulnerabilities (эти четыре группы серверов позволяют спамерам с любых адресов рассылать рекламу по любым адресам)
  • SPAM hosts (сетевые адреса, принадлежащие провайдерам, поддерживающим спамеров)
  • Dynamic IP address ranges (адреса, назначаемые клиентам на время одного сеанса работы; активно используются спамерами ввиду сложности отслеживания провайдером, кто именно из его клиентов рассылал СПАМ)



Каждый раз, когда наш почтовый сервер отказывается принимать почту с другого сервера, программе адресата с той стороны сообщается причина. Например, это может выглядеть таким образом:
    reject=553 5.3.0 Mail from 68.23.41.162 rejected - Open spam relay;see http://cbl.abuseat.org/

    или

   reject=553 5.3.0 Mail from 80.230.88.94 rejected - Spammers Dynamic IP Address ranges;see http://www.dnsbl.sorbs.net/

Если ваш коллега не может достучаться до нашего сервера и получает такого рода ответ, ему необходимо обратиться к своему сервис-провайдеру и проинформировать его о попадании адреса в СПАМ-лист. Если провайдер помочь не может, то можно для отправки писем воспользоваться почтовой службой другого сервис-провайдера, в том числе и бесплатными публичными mail-серверами.