Российские ученые разработали новый метод для изучения выбросов черных дыр

Ученые из Московского физико-технического института, Физического института им. Лебедева РАН и Крымской астрофизической обсерватории предложили новый метод изучения структуры выбросов черных дыр,  поиска в космосе таких высокоэнергетических объектов, как «кротовые норы». Об этом сообщили в пресс-службе МФТИ.

Для изучение этих явлений специалисты предложили обратить внимание на природу джетов (струи плазмы, которые на скорости, близкой к световой, вырываются из сверхмассивных черных дыр в центре некоторых галактик).  А именно, изучить физические параметров, определяющих активность этих объектов.

Для примера исследователи проанализировали природу джета к галактике М87 и квазару NGC 315.

«В частности, известно, что скопления вещества в аккреционном диске вокруг черной дыры не могут образовать магнитные поля с энергией более 104 Гс (гаусс). Значит, усовершенствованный нами метод сдвига можно использовать как индикатор. Если мы зафиксируем объекты с энергией магнитного поля, которая превышает этот уровень, то можем предположить наличие новых, неизвестных прежде форм пространства-времени», — пояснила заведующая лабораторией фундаментальных и прикладных исследований релятивистских объектов Вселенной МФТИ  Елена Нохрина.

Авторы исследования считают, что предложенная модель не только поможет в изучении сверхмассивных черных дыр и их джетов, но также даст возможность открыть новые экзотические объекты, которые в настоящее время существуют в виде гипотез.

«Например, благодаря более точному пониманию природы джета астрофизики получат новый инструмент для поиска в космосе таких высокоэнергетических объектов, как «кротовые норы», или, как их называют за рубежом, «червоточины». Это гипотетические «тоннели», которые из-за неравномерности пространства-времени могут напрямую соединять удаленные точки Вселенной. Другой тип объектов, неизвестных науке, которые можно обнаружить, используя предложенные модели, — это кварковые звезды. Так астрофизики называют гипотетические массивы в космосе, которые состоят не из атомов, а из кварков — самых элементарных «кирпичиков» материи», — уточнили исследователи.

В ближайшей перспективе новая модель джетов может быть полезна при подготовке научной программы российской космической обсерватории «Спектр-М», запуск которой запланирован в начале 2030 годов. Одна из задач этой миссии — поиск «кротовых нор» в квазарах.