Представлен новый метод диагностики рака кожи, основанный на анализе молекул жиров в клетках

С использованием этого метода ученым удалось с точностью более 95% различить здоровую кожу от ткани с раковыми новообразованиями. Это исследование было поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ) и опубликовано в журнале Molecular Sciences.

Рак кожи является одним из наиболее распространенных видов злокачественных опухолей. Раннее выявление этого заболевания критически важно, поскольку оно повышает шансы на успешное лечение, снижает затраты на терапию и позволяет пациентам восстановиться быстрее. Однако на ранних стадиях рак кожи сложно диагностировать, так как его клетки мало отличаются от здоровых. Для окончательного диагноза требуется сложное гистологическое исследование биопсийных образцов, что может замедлить начало лечения.

Исследователи из Физического института имени П. Н. Лебедева в Москве провели исследование, используя метод спектроскопии для диагностики рака кожи. Они осветили образцы кожи пациентов с раком и здоровых людей лазерами с разными длинами волн, включая видимый и инфракрасный спектры. Результаты показали значительные различия в спектрах комбинационного рассеяния между здоровой кожей и кожей с раковыми новообразованиями. Эти различия обусловлены изменениями в белковой и жировой составляющей клеток, а также концентрацией нуклеиновых кислот.

На основе этой информации, ученые разработали два новых спектральных критерия, которые отражают жировой состав клеточных мембран. Используя молекулы жиров в качестве биомаркеров, им удалось различить здоровую кожу от кожи с раком с точностью более 95%. Это открывает перспективы для применения метода спектроскопии в медицинской диагностике для раннего выявления рака кожи.

Ученые планируют дальше совершенствовать метод, включая анализ спектров, полученных при использовании лазеров с различными длинами волн, с целью увеличить частоту выявления злокачественных новообразований кожи.