Как из прошлого заглянуть в реактор будущего

Увидеть свечение Черенкова и взять интервью над реактором - это не страшно, если рядом профессионалы. / Александр Емельяненков

Этот эффект - загадочное голубое свечение под слоем воды, в которую погружен радиоактивный предмет, - был обнаружен советским физиком Павлом Черенковым. А случилось это в 1934 году, когда Сергей Вавилов организовал новый физический институт и вместе с ним переехал из Ленинграда в Москву.

Теперь это широко известный ФИАН, давший стране и миру семь нобелевских лауреатов. Уже в 1937 году советские физики Игорь Тамм и Илья Франк объяснили теоретически суть того, что обнаружил их коллега Павел Черенков. А 20 лет спустя, в 1958-м, все трое были отмечены Нобелевской премией по физике - за открытие и истолкование эффекта Черенкова.

Сергей Вавилов такой награды получить не мог, зато стал президентом Академии наук СССР и возглавлял ее с 1945-го до дня своей смерти 25 января 1951-го. А загадочное голубое свечение, открытое в созданном им институте, теперь называют излучением Вавилова-Черенкова.

Увидеть его воочию и получить объяснение, что называется, тут и сейчас довелось во время командировки в Димитровград и первого знакомства с НИИ атомных реакторов. Пояснения мне давал руководитель реакторного исследовательского комплекса Алексей Ижутов прямо у открытого технологического люка над работающим реактором РБТ-6. Внутри установки мощностью 6 МВт, под светящимся слоем прозрачной воды, шла цепная ядерная реакция: урановые мишени облучались потоком нейтронов для получения изотопов...

Сейчас на территории Государственного научного центра НИИАР, который был создан по инициативе академика Курчатова в 1956 году, шесть действующих исследовательских реакторов: МИР, СМ, БОР-60, ВК-50, РБТ-6 и РБТ-10/2. И это без преувеличения крупнейший в Европе научно-технологический комплекс.

Чтобы он и впредь сохранял лидирующие позиции, там же, в Димитровграде, развернуто строительство Многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах. Его уже сейчас называют самым мощным из действующих, сооружаемых и проектируемых исследовательских реакторов этого типа.

- МБИР - абсолютно уникальная машина, - убежденно заявляет вице-президент РАН академик Степан Калмыков. - Он не дублирует какие-то другие, уже созданные установки. И те люди, которые его разрабатывали, делали уникальную работу. Она будет востребована для решения самого широкого круга задач.

Важно и другое: концепция МБИР изначально предполагала организацию на его базе международной исследовательской программы в разных областях, где необходимы нейтроны.

- Реактор еще не запущен, а мы уже формируем научную программу, - рассказал академик Калмыков. - К консорциуму присоединился Узбекистан и его Институт ядерной физики, идут переговоры с Китаем. Свой интерес имеют коллеги в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, а это еще несколько стран, которые используют нейтроны, атомное излучение в решении фундаментальных и прикладных задач.