ученые РАН разработали компактный и мощный синхротрон

Фото: pxhere.com

Международная команда ученых, работающих в МФТИ, Объединенном институте высоких температур РАН и Физическом институте им. П.Н. Лебедева РАН, представила новую разработку в виде компактного ускорителя частиц. Хотя аппарат легко поместить в кабинете, он гораздо мощнее даже крупных синхротронов.

Как рассказал журнал Nature Communications, устройство можно использовать как источник нейтронов и гамма-квантов. Сейчас многие отрасли науки используют пучки таких частиц высокой интенсивности. Подобные лучи помогают в исследованиях биомолекул и полимеров, могут применяться в медицине, например, во FLASH-радиотерапии.

Однако классический ускоритель частиц, даже площадью в несколько футбольных полей, зачастую не может достичь требуемых скоростей. На сей раз исследователи обратились к помощи лазера. Они применили высокоэнергетический лазер PHELIX, предназначенный для работы с тяжелыми ионами.

Установка показала рекорд эффективности – в ходе экспериментов ученым удалось получить более 60 млрд нейтронов. Особенностью аппарата являются компактность и низкая себестоимость.

Автор: Илон Смирнов