Теория и практика спасения. Академический подход к школьному образованию

Холодный май в Подмосковье расщедрился на тепло в дни Международной молодежной школы «Инновационные ядерно-физические методы высокотехнологичной медицины». С пятницы по воскресенье солнце щедро грело землю вблизи старинного села Спас-Прогнанье в Калужской области. Весна тут чарующе красива, думаю, не только меня так и тянуло, забыв про все, побродить там среди свежей зелени рощ, цветущих яблонь, полюбоваться простором полей с лимонно-желтой люцерной, дойти до виднеющейся за водной гладью старинной церкви…

Но организаторы школы из ФИАН, НИЯУ МИФИ и НМИЦ радиологии МЗ РФ программу составили плотно. Прямо из Москвы «школьников» – по конкурсу выигравших право принять участие в этом обучении студентов, магистров, аспирантов, молодых сотрудников из вузов, институтов РАН (представителей всего 35 организаций 17 городов нашей страны) – привезли в экспериментальный радиологический сектор МРНЦ им. А.Ф.Цыба. Цель – показать, как выглядит и работает отечественный комплекс протонной терапии «Прометеус», познакомить с людьми, реально воющими с его помощью против рака. А дальше об этой схватке планетарного масштаба речь пошла уже в конференц-зале базы «Иволга» – с участием профессоров, докторов наук, академиков РАН. Весна не снизила интереса к профессиональным темам, за три дня здесь были прочитаны 18 полноценных докладов.

Первым слово было дано физикам – ученым из Физического института им. П.Н.Лебедева, где и был разработан протонный синхротрон – основа «Прометеуса». Ирина Завестовская, Антон Попов, Александр Пряничников, Михаил Белихин, Андрей Колобов сконцентрировали внимание слушателей на перспективах ядерно-физических технологий в медицине, использовании лучевых технологий в терапии и диагностике, математических методов для оптимизации радиотерапии. Темы второго дня были связаны с фундаментальными основами онкологии и прорывными методами лечения. Но начался день с примечательного сообщения профессора Владимира Петрова, представителя МРНЦ им. А.Ф.Цыба, что расположен в Обнинске, об истории этого ныне всему научному миру известного города. А зарождалась его слава после Великой Отечественной, когда это был малоизвестный поселок в сотне километров от Москвы. Провинция, но там в середине 1940-х годов обустроили первую лабораторию по ядерной физике. В этих же краях лет через десять ввели в строй первую в мире атомную электростанцию, а дальше постепенно возвели, оснастили, собрали энтузиастов для работы уникальных институтов радиологического направления. Так за прошедшие 70 с небольшим лет Обнинск обрел имя одного из крупнейших в мире центров ядерной физики и ядерной медицины. Здесь были совершены 12 научных открытий!

Мне показался очень важным этот экскурс в историю для молодых участников школы, которые после распада СССР только и слышали, что у нас в стране все как-то не так… Доклад прозвучал честным напоминанием, что нынешние ростки подлинной науки тянутся к свету от корней прошлых трудов благодаря энергии предыдущих поколений нашего Отечества.

А дальше было еще одно выступление, которое, думаю, не забудет ни один из присутствовавших. Слово взял академик РАН Олег Лоран, руководитель клиники урологии Боткинской больницы. Почтенный профессор подробно, с картинками, рассказал о том, как лечат тех, кого радиология спасла от рака, но… обрекла на мучения после облучения. Из-за передозировки его или просто непереносимости. Олег Борисович никого не призывал быть ответственнее, точнее составлять лечебные планы, он только заметил, что, приходя под надзор урологов, такие пациенты уже выпадают из статистики онкологов, их вроде вылечили, рак победили, но к выздоровевшим людям их никак не отнесешь. Требуется буквально искусство хирургов, истинная креативность, базирующаяся на фундаментальных знаниях и десятилетиях практики, чтобы спасти этих пациентов. Чаще всего женщин, ибо в их организме мочеполовая система настолько переплетена, что облучить одно, не задев другое, почти невозможно. Тем не менее бывает, что спасают второй раз. По сути, дают новую жизнь.

Продуманно получилось собрать прекрасную палитру лекторов школы ее организаторам, действующим при поддержке Минобрнауки РФ в рамках проекта «Разработка новых технологий диагностики и лучевой терапии социально значимых заболеваний протонными и ионными пучками с использованием бинарных ядерно-физических методов». Они пригласили не просто знатоков – профессоров, членкоров, академиков РАН (С.Иванов, А.Филатов, С.Деев, М.Красильников, А.Сапожников, И.Пылова, А.Завьялов, В.Морозов), но еще и соратников, прекрасно понимающих, о чем надо вести речь с будущим поколением. Одни представители академических институтов рассказывали о тонкостях создания уникальных современных радиологических установок, другие вдавались в детали последних работ на клеточном уровне, погружали слушателей в биологию опухолевого роста, анализировали биографию… иммуннотерапевтических антител. Третьи через слайды с картинками простыми словами объясняли целесообразность использования молекул, оснащенных разными изотопами или наночастицами, в качестве «разведчиков» способных найти онкологию в человеческом теле, а потом выступить ликвидаторами раковых клеток. Термины академики использовали, конечно, иные. Зал увлеченно делал записи, фотографировал таблицы, вникал в детали, выпытывал нюансы, а я просто ошеломленно смотрела на цифру в моем блокноте – уже есть подходы, позволяющие в 2000 (!) раз снизить лучевую нагрузку на пациента. Да за такой результат именами ученых города надо называть.

Темы второго дня оказались ближе к больничной палате – у микрофона превалировали врачи-практики. Специалисты из медицинских центров Обнинска и Димитровграда посвящали коллег и, возможно, будущих соратников в подробности маневров с применением установок протонной терапии, то есть реальной практики. Блестящие доклады были сделаны ведущими специалистами НМИЦ радиологии в области лучевой терапии и ядерной медицины.

Что впечатлило еще? Обилие вопросов после каждого доклада. Публика – молодая, яркая, разная – не дремала, ожидая кофе-брейка, не шушукалась между собой, а приставала к корифеям с вопросами. У Кати Тягуновой, студентки четвертого курса Сеченовки (Первый московский медуниверситет), их каждый раз был целый список. Она участвует уже во второй школе по этому проекту, организаторы помнили ее по имени и явно благоволили ей – умница, но и ровесники, встретившие впервые, быстро оценили исследовательскую въедливость, позволяли задать все вопросы. Ученые же старались отвечать подробно, обращались к залу «коллеги».
Вот где фабрика настоящих звезд, от энергии которых миру станет светлее!

Оказывается, и о мучительных событиях (а онкология – одно из самых трудных дел жизни как для лечащегося, так и для лечащего) можно размышлять так, что сил, надежд, путей спасения прибавляется. Вот это действительно научная школа!

Кстати, следующая будет по осени в ФИАН. Тема – комбинированные технологии борьбы с раком. Желающие стать учащимися третьей школы заранее готовьте свое резюме, рекомендацию от научного руководителя и продумайте, зачем вам это надо. Ведь если в этот раз конкурс был два «школьника» на одно учебное место (проживание, питание, участие – бесплатно), в следующий раз число претендентов может увеличиться. Так что следите за объявлениями. Это – возможность оказаться в компании истинных исследователей, чей круг довольно требовательный, но, попав в него, вы получаете шанс на большую перемену к лучшему в своей профессиональной судьбе.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая Степаненкова

https://poisknews.ru/themes/medicine/teoriya-i-praktika-spaseniya-akademicheskij-podhod-k-shkolnomu-obrazovaniyu/